У человека есть долговременная память, где, по мнению мозга, собрана вся информация, которая пригодится в жизни. Это было не ваше собственное мнение. Наш мозг запоминает не важное для нас, а то, что воспроизвело глубокое эмоциональное впечатление и которое повторялось многократно. Наш мир быстро меняется, и чтобы быть в чем-то экспертом, надо постоянно обновлять и структурировать информацию, научиться брать из внешнего мира, запоминать ее и передавать людям. Поэтому чтобы запоминать информацию структурировано, нам нужна система сверхобучения 4-П.
Чем заполнена наша память?
У большинства людей в памяти в полный хаос. Так как там огромное количество ненужной, бесполезной, порой вредной информации. И она как раз управляет нашими решениями, которые приводят к результатам. В мире 90% неуспешных, несчастливых, небогатых, недовольных своей жизнью людей. Можно сказать, что долговременная память большинства людей заполнена мусором, который им мешать быть успешным и счастливым. К сожалению, они не читают книги. Если начинают читать, то бросают, не прочитав до конца. Почему? Потому что, они не знают, как запоминать. Они читают, понимают, но не запоминают.
Когда я начала изучать новые книги, я поняла, что я не дочитываю их до конца. Мое внимание неустойчиво. Оно всегда в поиске интересного, захватывающего. Мой мозг отвлекается и постоянно соскальзывает с темы, которая ему кажется скучной. И оказывается, что я читаю просто так, потому что ничего не запоминаю. Получается, что я в впустую трачу свои минуты и часы.
Как запоминать так, чтобы время на чтение не уходило впустую?
Наше сознание обрабатывает от 5 до 9 единиц информации. Строчка книги заходит в краткосрочную память, мы читаем и понимаем. Далее следующая строчка вытесняет предыдущую. Таким образом, человек читает, но не запоминает.
К сожалению, у взрослого человека информация в долговременную память не заходит. Потому что, не срабатывает сигнал, что это важная информацию и ее надо запомнить. Сигналом может служить информация, если она эмоционально заряжена положительно или негативно. Только в этом случае, в мозг идет сигнал, что ее надо запомнить. Поэтому, запоминаются только эти эмоциональные моменты. Если же это ровная, безэмоциональная информация, то она не остается в долговременной памяти.
Второй сигнал, для мозга чтобы запомнить, это повторение. Когда вы повторяете одну и ту же информацию, и держите в своем сознании, тогда срабатывает сигнал, что ее надо запомнить и перевести на автомат.
Для того, чтобы запоминать информацию структурировано, бизнес-тренер, коуч и профессиональный оратор Ицхак Пинтосевич, автор 14 книг, создал систему сверхобучения 4-П. Эта система основана на 5 принципах запоминания.
Пять принципов запоминания
1. Фокус внимания. Если вы хотите запомнить что-то, то фокусируйтесь на этом. Тогда, все ваше внимание собирается в один луч, и сигнал становится мощным и оставляет след в мозге;
2. Понимание. Чтобы запомнить, нужно понимать, глубоко вникать, задавая вопросы: что это? как это понять? как применить;
3. Впечатление. Мозг обращает внимание на эмоциональный заряд информации;
4. Ассоциации. Новую информацию надо связывать ассоциациями с теми, что мы знаем;
5. Повторение. Главное слово в запоминании. Если вы постоянно рассказываете одну и ту же информацию, то вы ее обязательно запомните.
Система сверхобучения 4-П: 7 шагов
Система сверхобучения 4-П базируется на 7 простых шагах:
1. Фокус внимания держится 20 минут, потом тяжело. Потому что после 20 минут во временной памяти не остается даже следа этой информации. Поэтому следует читать, слушать или изучать 20-минутными отрезками. Вы фокусируете свое внимание на чтении 20 минут. Не отвлекаетесь и подчеркиваете важные мысли;
2. Во время чтения, слушания записываете главное, ведете конспект. Если читаете электронную книгу, вы ее выделяете и сохраняете в заметку;
3. После 20 минут, вы останавливаете поток и просматриваете свои записи 2 минуты, повторяете свою выжимку, перечитываете;
4. Отвечаете на вопрос: что я понял? Выделите 3 главные идеи. Это очень важно. Этим вопросом вы позволяете вашему мозгу глубже понять, чтобы выделить главное и сгруппировать информацию в 3 главные идеи. Сформулируйте и запишите их;
5. Задаете себе вопрос: что я планирую сделать? – 3 главные действия, которые вам надо сделать и применить. В этот момент вы пытаетесь вставить в существующие планы ваши действия в ближайшее время, то есть ассоциативно связываете новую информацию со своей жизнью. Сам процесс выдумывания 3 действий позволяет держать новую информацию в сознании. Надо запланировать и сделать. И каждый раз, когда вы думаете, что делать, это развивает ваше креативное мышление. Когда вы думаете, как внедрить, тогда ваш мозг понимает, что это не просто какая-то информация, которая прошла через сознание, а информация, которая будут использоваться и ее надо запомнить;
6. Отвечаете на вопрос: с кем я поделюсь. Для того, чтобы закрепить, надо рассказать свои 3 главные идеи вслух, которые поняли. И нужно это сделать в первый час, после того, как узнали новое для себя. Минимум рассказать 3 людям. Поэтому, чтобы эта информация стала вашей, и выходила из вас, вам надо за ближайший час рассказать 3 раза вслух. В начале вы отрабатываете, тренируете, выдаете информацию четко и структурированно. Потом из вас будет выходить легко, то что, вы проговаривали до этого много раз;
7. Повторение по системе Эббингауза: повторять через 1 час, через день, через неделю, через месяц. Только повторяя новую информацию, мы можем сохранить в долговременной памяти.
Упражнение 4-П
Изучаете что-то новое, через каждые 20 минут, делайте упражнение 4 –П:
1. 1-П: Что я понял?
2. 2-П: Что я планирую сделать?
3. 3-П: С кем я поделюсь?
4. 4-П: Повторить через час, через день, через неделю, через месяц.
Читайте, изучайте новое, повторяйте и запоминайте, используя систему 4-П. Это помогает принимать правильные решения, действовать правильно и получать правильные результаты. Успехов!